суббота, 4 мая 2013 г.

Рукописи Теона

Через 1461 год из 365 дней, или через 1460 лет из 365 1/4 дня, Сириус снова совершил бы утреннее восхождение в первый день Тота. Этот промежуток времени охватывает
один сотический период. Это означает, что первый день Тота, или Нового года, и все остальные дни совершают в продолжение сотического периода движение через четыре времени года. Сириус совершает утреннее восхождение каждое лето, но только раз за 1460 лет (в течение четырех лет подряд) в первый день месяца Тота. Тем не менее, как полагают современные ученые, эта дата отмечалась ежегодно как день символического восхождения Сириуса, или день начала Нового года. Цензорин заметил, что за сто лет до того, как он написал свою книгу, начался новый сотический период. Он написал эту книгу в 238 г. и указал, что новый стоический период начался в 139 году. Как легко подсчитать, предшествующий период начался в 1322 г. до н. э. Эта дата - 1322 (или 1321) г. до н. э. - составляет основу египетской хронологии. Теон Александрийский из Египта, автор четвертого века нашей эры, писал, что апокастазис египетского года - период, в течение которого пренебрежение юлианской реформой календаря, введенной в Александрии Августом, приводит к накоплению погрешности в объеме целого года, - пришел к завершению в пятый год царствования Августа, или в 26 г. до н. э., в тот самый год, когда согласно некоторым источникам, была введена реформа календаря в Александрии. Как уже говорилось выше, Цензорин отнес начало нового сотического периода к 139 г. На рукописи Теона обнаружили аннотацию, написанную на "варварском греческом", в которой говорится, что "со времен Менофра и до эпохи Августа, или до начала эпохи Диолектиана, прошло 1605 лет". Последним годом царствования Августа был 283-284. Уменьшив эту дату на 1605 лет, мы приходим к 1321 г. до н. э., к тому самому году, когда начался сотический период, согласно Цензорину. Чтобы создать хронологическую таблицу, первым делом следовало бы идентифицировать Менофра. Обычно считалось, что Менофрой у Теона был Рамзес I, основатель девятнадцатой династии. Таким образом, год 1321 до н. э. был определен как год вступления Рамзеса I на трон, а так как на его царствование отводился всего один год, то 1321 год должен был считаться годом его царствования. Было бы легко выстроить хронологию на основе этой фиксированной даты, чтобы египтяне отсчитывали годы правлений своих царей или даты других событий годами стоических периодов, но они этого не сделали: нет ни одного известного примера, чтобы какое-то событие отмечалось годами сотического периода. Нет ни одного известного египетского документа, который упоминал бы о стоическом периоде или содержал указание: "В такой или такой-то год стоической эры..." Согласно господствующей ныне точке зрения, сотический период не считается эрой, лежавшей в основе летоисчисления древних. Он используется в наше время только как указатель для отсчета хронологических дат. Но для таких целей вполне приемлемы и скудные сведения античных текстов, соответствующие временным пределам. Все наследие древнего Египта было перерыто в поисках каких-либо упоминаний о восхождении Сириуса, даже если это происходило не в первый день месяца Тота, но результаты оказались ничтожными. В одном папирусе, найденном в окрестностях храма Иллахун в Фаиуме, сказано, что Сотис взошел в первый день месяца Фармути, в седьмой год правления неназванного царя, скорее всего из Среднего царства. После раздумий Л. Боркхардт ограничил выбор Сенвосретом III и Аменемхетом III, а после дальнейших размышлений сделал вывод, что предпочтение следует отдать Сенвосрету. Месяц Фармути считался четвертым месяцем второго, или зимнего сезона, поэтому его перемещение в летний сезон, когда происходит гелиокальное восхождение Сириуса, указывает на то, что седьмой год царствования Сенвосрета приходится на время более 900 лет после начала сотического периода или за 555 лет до окончания сотического периода в 1321 году до н. э. (четыре года составляют в совокупности дни, когда происходит смещение гелиокального восхождения Собачьей звезды с первого дня месяца Тота). Таким образом, седьмым годом Сенвосрета должен быть 1876 г. до и. э. Установив время царствования одного царя двенадцатой династии, можно также вычислить даты правления других царей той же самой династии, если и не с точностью, то по крайней мере приблизительно. Таким образом, двенадцатая династия угасла примерно в 1788 г. до н. э. На одном камне, найденном в Элефантине, есть сообщение о восхождении Сотиса в дни Тутмоса III из восемнадцатой династии, и оно трактуется как гелиокальное восхождение, месяц и день названы, но год царствования Тутмоса, в который произошло это событие, не обозначен. Это придает всем расчетам приблизительный характер, если учитывать, что и о гелиокальном восхождении не говорится со всей определенностью. Так называемый папирус Эберса известен своим календарем, состоящим из двенадцати месяцев по тридцать дней в каждом, без всяких дополнительных дней в конце или в начале года. Таким образом, год составляет 360 дней. В этом папирусе есть одна точная дата, которая после тщательной проверки и многочисленных сопоставлений с другими текстами связана с праздником Нового года в период царствования Аменхотепа I из восемнадцатой династии. Тот факт, что календарь Эберса состоит не из 365, а из 360 дней, спутывает все расчеты, при которых разница в, четверть дня за год становится основой для хронологического использования времени восхождения Сотиса (Сириуса). Следовательно, только сведения из папируса Иллаху на эпохи Среднего царства и упоминание в рукописи Теона об эпохе Менофра могут быть приняты в расчет при разработке хронологии, основанной на астрономии, или на гелиокальном восхождении Сириуса, или на стоическом периоде длительностью в 1460 лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий